Как запаять алюминиевый радиатор: 3 способа решения проблемы

Несмотря на простую конструкцию, радиатор иногда выходит из строя. Его основная неисправность – нарушение герметичности. Иными словами, он начинает протекать. Утечка охлаждающей жидкости при работающем силовом агрегате грозит последнему критическими поломками вследствие перегрева.

Как восстановить работоспособность радиатора

Прежде всего, хотим предупредить, что даже профессионально запаянный радиатор никогда не сможет сравниться с новой деталью, поэтому данный фактор надо учитывать. Однако нынешние варианты ремонта радиатора сделали огромный прогресс, поэтому добиться приемлемой работоспособности может любой желающий. Для этого надо выделить лишь немного времени и денежных средств.

Далеко не каждый вариант ремонта позволяет добиться хорошего результата, а отдельные способы могут причинить серьезный вред системе охлаждения двигателя авто. Поэтому советуем тщательно все взвесить еще до того, как что-то делать.

В течение последнего времени многими автовладельцами и мастерами используются герметики, позволяющие устранить течь. Это одно из лучших решений, благодаря которому можно решить проблему оперативно и качественно. Герметик действительно закупоривает мельчайшие трещинки. Но не стоит забывать, что применение такой жидкости – это временная мера, которая, кстати, негативно влияет на охладительные характеристики.

Многие эксперты даже говорят, что информация о том, как запаять радиатор, поможет вам надолго забыть о его замене, но все зависит от конкретной ситуации. Иногда гораздо проще купить новый элемент системы охлаждения, нежели постоянно восстанавливать старую деталь.

Ремонтируем медный радиатор

Чтобы запаять радиатор охлаждения двигателя , изготовленный из меди, вам понадобятся следующие средства и инструменты:

  • мощный паяльник или газовая горелка;
  • припой;
  • флюс для пайки;
  • пассатижи;
  • наждачная бумага.

Ремонтируем медный радиатор

Для начала радиатор необходимо просушить, особенно если вы его проверяли путем погружения в воду. Далее место повреждения следует тщательно зачистить шкуркой. Если на нем расположены ламели, их нужно локально удалить. После этого место пайки обрабатывается флюсом и снова просушивается.

Запаять радиатор охлаждения можно как газовой горелкой, так и паяльником. В первом случае припой накладывается на место и прогревается горелкой, пока не расплавится и не заполнит трещину. Используя в качестве нагревательного инструмента паяльник, позаботьтесь, чтобы он обладал достаточной мощностью.

В случае если припой не пристает к поверхности или отстает, необходимо повторить процесс зачистки и обработки флюсом. Проверить отремонтированный радиатор можно способом, который был описан выше.

Пайка медного радиатора своими руками

Важной частью автомобиля является радиатор. Его придумали, чтобы избежать перегрева мотора машины. Через время, приходится чинить любую деталь авто, не есть исключением радиатор. В процессе использования появляются разрывы, которые можно подремонтировать.

Как запаять автомобильный радиатор — как самому в домашних условиях спаять радиатор

Частые поездки на авто чреваты перегревом радиаторов, особенно тех, что продуваются механическим, а не электрическим вентилятором. Перегрев – полбеды: постояли полчаса, и снова в путь. Жара, а также гравий из-под колес автомашин, объезжающих пробки по обочинам, могут серьезно повредить радиатор. Это наиболее уязвимое место в комплексе силового агрегата любого автомобиля – тосол может потечь везде.

Читайте также:  Какой пескоструйный пистолет лучше — виды описание характеристики

Особенно непредсказуем даже новый алюминиевый радиатор, а медный даст течь в пути и от времени. Поэтому ниже расскажем, как запаять медный радиатор, а также изделия из других материалов.

Ремонт «авточайника»

Чайник – так радиатор называют автолюбители из-за того, что жидкость в нем – за пределами точки кипения воды – до 130 градусов. Поэтому пригодится инструкция, как запаять радиатор. Ремонт системы охлаждения ДВС – самый частый в автомастерских любого сезона отдыха.

Практика показывает, что в дороге самостоятельно можно устранить течь лишь временно – до ближайшей станции технического обслуживания. В качестве временной меры можно предпринять следующее. В радиатор засыпается или заливается тампонажный порошок или соответствующие жидкости.

А чем можно запаять радиатор, читайте ниже. Если, конечно, заранее приобрели все необходимое и положили в багажник. Это два основных аварийных приспособления для дальнего пути.

Ремонт радиатора – это устранение протечек в трубках. Если у вас такое случится дома, то сможете и не обращаться к профессиональным пайщикам по алюминию и «медникам». Если есть всё необходимое, что справитесь и с такой проблемой как ремонт радиаторов на трассе.

Для этого понадобиться выполнение нескольких технических процедур:

  • Слив воды/тосола, снятие радиатора и подготовка его к пайке.
  • Наличие инструментария, SOS-средств.
  • Пайка аварийного участка.
Пайка медного радиатора своими руками

Не пытайтесь облегчить работу выполнением пайки без снятия радиатора. Дело в том, что течь может быть явная – струей, а есть подтекание, которое не заметите. Но через время снова произойдет аварийная ситуация с утечкой охлаждающей жидкости.

Снятие необходимо, в первую очередь, для диагностики возможных мест утечки воды/тосола. Для этого опорожненный «чайник» закрываете его пробками, кроме одной, подсоединяете к ней автокомпрессор и помещаете в емкость с водой полностью. Где появятся даже мелкие пузырьки – там возможен новый прорыв.

Ремонтируем медный радиатор

Очистите охладитель мотора от налипшей грязи, листвы пылесосом и водой. Дефектные места освободите от решеток на трубках, аккуратно срезав их, тщательно почистите уже металлической щеткой, наждачкой и некрупным надфилем, а затем обезжирьте ацетоном или любым спиртом.

Помните, что чистота места утечки должна быть идеальная, чтобы припой везде схватился с металлом – и на алюминиевом, и на медном радиаторе. Иначе качество соединения оставит желать лучшего.

Теперь можете запаять радиатор своими руками, выполнив медный тампонаж. Вам нужно приготовить:

  • электропаяльник с толстым жалом на 100 – 150 Вт;
  • любая горелка;
  • припой из смеси свинца и олова;
  • удалитель оксида (флюс);
  • канифоль сухая или в спирте.

ПОС-60 с низкой температурой расплава залатает медный радиатор. Для латунного охладителя ДВС используйте с индексом 40, лишь длительнее прогревая газовой горелкой дефектное место.

После проведите качественное лужение, по этому месту разогретый паяльником припой разместите равномерно по площади пайки. Лучше вместо канифоли применить любой флюс.

Восстанавливаем дюралевое повреждение

Любая сварка алюминия, а также его пайка невозможна без отсечения от воздуха, иначе не избежать моментального окисления. Так как запаять алюминиевый радиатор нельзя, как медный, то возможно припой взять из висмута индексами 33 или 50.

Как и чем запаять или заклеить алюминиевый радиатор

Переходим к следующему этапу. Найдя проблемную зону и оценив масштаб будущей работы, самое время подумать о том, как подготовить к ремонту радиатор алюминиевый, как запаять его правильно и какие средства и инструменты для этого потребуются. Сразу обозначим, что починить автомобильный теплообменник при помощи бытового паяльника и канифоли не получится. Здесь нужны:

  • мощный паяльник;
  • специальный флюс или плавень;
  • припой особого состава;
  • пассатижи;
  • набор надфилей;
  • наждачная бумага;
  • ацетон.
Как и чем запаять или заклеить алюминиевый радиатор

Рассмотрим более детально основные инструменты и средства.

Читайте также:  Приспособление для прививки плодовых деревьев

Чем заклеить радиатор отопления

Чем заклеить радиатор отопления

Чудесным образом, проблема с алюминиевым радиатором отопления, возникла когда по всей России даванули морозы. Мало того, радиатор потек глубокой ночью. Несколько раз просыпался ночью от того, что радиатор отопления шумит.

Еще подумал, что это не спроста и очень похоже на разгерметизацию. Увы, я не ошибся — по утру под батареей на ламинате, была приличная лужа.

Первоначально подумал, что проблемы связаны с краном, но потом обнаружил на боковой поверхности радиатора вздутую краску из под которой сочилась вода.

Определить место протечки удалось по вздутой краске

Удалив вздувшуюся краску при помощи плоской отвертки, увидел причину утечки — два небольших отверстия.

Два отверстия в левой секции радиатора

Скорее всего, микроскопической отверстие появилось давно, так как еще год назад, именно от этой батареи исходил шум, похожий на пощелкивание. Я все грешил на поврежденный кран Маевского, но даже после замены крана шум не прекратился.

Чем клеить?

Поискав информацию в Интернете, решил купить холодную сварку. Выбора не оказалось, так что взял то, что было в магазине — «Клей-холодная сварка Алмаз универсальный».

Клей-холодная сварка «Алмаз»

Ранее мне доводилось использовать данный клей при устранении протечки стальной трубы отопления, находящейся под давлением около 2 атмосфер. Полностью устранить протечку не удалось, так как не было возможности слить воду из системы и как следует обезжирить поверхность трубы в месте нанесения клея.

Комплектация:

  1. Пластмассовая туба-упаковка;
  2. Клей завернутый в плёнку;
  3. Вкладыш-инструкция.

Что клеит «Алмаз» универсальный:

  • Детали из черных металлов;
  • Детали из цветных металлов;
  • Пластмасс;
  • Стекло;
  • Керамику;
  • Дерево;
  • Мрамор;
  • Бетон;
  • Гранит;
  • Оргстекло.

Обязательно смотрите дату изготовления на обратной стороне вкладыша — срок хранения клея составляет два года.

Срок хранения холодной сварки не превышает двух лет

Клей является двухкомпонентным — до смешивания, компоненты являются инертными друг другу.

Клей является двухкомпонентным. Визуально это выглядит как коричневая сердцевина и белая оболочка

Инструкция по применению клея-сварки «Алмаз»:

  1. Очистите от грязи, обезжирьте и зачистите наждачной бумагой детали в местах соединения.

  2. Отрежьте необходимое для ремонта количество состава, тщательно смешайте его компоненты между собой влажными руками (использовать перчатки) до получения рабочей массы однородного цвета. Состав должен разогреться в руках и стать пластичным и липким.

  3. Немедленно нанесите состав на склеиваемые поверхности, при необходимости зафиксируйте их на 15-20 минут струбциной или жгутом.

  4. Время отверждения — 1 час, после чего состав можно обрабатывать, сверлить, нарезать резьбу, красить.

  5. Окончательная прочность достигается через 24 часа, после чего можно подвергать конструктивным нагрузкам.

  6. Оставшийся клей закрутить пленкой, закрепить резинкой и упаковать в тубу для повторного использования.

Процесс клейки

Перед тем как клеить радиатор, я перекрыл на нем краны и дождался, пока из места утечки перестанет вытекать вода.

На радиаторах отопления установлены бронзовые полуоборотные краны с гайкой-американкой. Благодаря этому, можно закрыть краны и демонтировать радиатор не сливая воду из системы

Читайте также:  Выбираем лучшую бензопилу для дачи и дома

В случае необходимости, всегда можно ослабить гайку-американку для быстрого слива воды. Для этих целей, удобно держать под рукой разводной ключ для сантехники.

На момент начала процесса клейки, поверхность около поврежденного участка было сухой. В принципе, холодную сварку «Алмаз» можно клеить на влажную поверхность, но я предпочитаю сухую. В качестве обезжиревателя был использован спирт нанесенный на ватный диск.

Место клейки было обезжирено спиртом нанесенным на ватный диск

После отрезки клея и смешивания компонентов, у меня получился шарик диаметром около 15 мм.

Состав готов к использованию

Холодная сварка сперва была нанесена рукой, а затем плотно прижата к радиатору при помощи жала отвертки.

Выглядит не очень опрятно, но клей нанесен между ребрами радиатора, где его все равно не видно

Для улучшения качества и ускорения склейки, нанесенный на радиатор состав подогревался при помощи бытового фена в течение 5-10 минут.

Нагрев феном позволяет получить более качественное склеивание и ускоряет процесс затвердевания состава

В принципе, уже после 10 минут, клей прилично затвердел. Однако решил не спешить и открыл краны только через час. На данный момент утечка ликвидирована.

Как запаять пластик на радиаторе охлаждения

Большинство современных автомобильных радиаторов имеют бачки, изготовленные из термоустойчивого пластика. Этот материал не вступает в реакцию с охлаждающей жидкостью и не поддается коррозии, однако он не обладает эластичностью, способной противостоять механическим повреждениям. Именно поэтому некоторые автовладельцы, столкнувшиеся с проблемой пробитого бачка, задаются вопросом, можно ли запаять радиатор охлаждения, пластик которого был поврежден. Можно! Но лучше доверить это дело профессионалам. Термоустойчивый пластик очень плохо поддается пайке из-за своей жесткости. Да и подобрать подходящий материал для этого достаточно трудно.

Сегодня можно найти сотни предложений от организаций и частных лиц, готовых качественно запаять радиатор охлаждения. Цена на подобные услуги колеблется в пределах 100 рублей за Отдельно придется заплатить за снятие, диагностику и установку устройства.

Как запаять пластик?

На современных автомобилях для снижения общего веса и удешевления производства многие детали делают из пластика. Не избежали этой судьбы и радиаторы. Прежде всего необходимо точно определить сорт пластмассы. Это делают по маркировке на детали. Как правило, для изготовления применяется полиамид (маркировка PA) либо полипропилен (маркировка PP). Именно с такой маркировкой и нужно приобрести сварочные прутки для пластика. Их можно заменить полосками, вырезанными из ненужной пластмассовой детали с аналогичной маркировкой.

Потребуются следующие материалы и оборудование:

  • промышленный фен для нагрева заготовки;
  • электропаяльник с регулируемой температурой жала;
  • припой, подобранный в соответствии с материалом радиатора;
  • ацетон;
  • ветошь.

Действовать надо в следующем порядке:

  • обезжирить место повреждения ветошью, смоченной в ацетоне;
  • прогреть зону ремонта феном;
  • установить температуру паяльника в 250 о С;
  • повести по лини шва жалом паяльника несколько раз так, чтобы образовалась выемка по форме сварочного прутка;
  • вложить пруток в выемку, и, приглаживая его паяльником, разровнять вровень с корпусом радиатора.

Во время пайки нужно следить за тем, чтобы пластик размягчался, но не плавился и не горел. После ремонта и перед монтажом обратно на автомобиль следует проверить герметичность отремонтированного места в емкости с водой.