Смазка для перфоратора: виды, советы по выбору, лучшие марки

Перфоратор относится к тяжело нагруженным бытовым инструментам. Про ударный возвратно-поступательный механизм отдельный разговор, в нашем материале мы рассмотрим не менее ответственный узел: редуктор. 

Стоит ли вообще браться за ремонт?

На различных сайтах и форумах задают много вопросов о том, как отремонтировать перфоратор. Зачастую ремонтировать приходится дешевые модели, всевозможные подделки под популярных производителей. При поломке таких инструментов восстанавливать их просто бессмысленно, а отдавать в мастерские нецелесообразно, ведь ремонт обойдется в сумму, за которую можно будет купить новый инструмент.

Более дорогостоящие и качественные модели служат намного дольше даже при частом и напряженном использовании. Их замена чаще обусловлена не выходом инструмента из строя, а желанием купить более совершенную модель.

Если фирменный перфоратор перестал бить или случилась другая поломка, то специалисты не советуют самостоятельно пытаться его починить. Все модели имеют свои технологические особенности, поэтому никаких гарантий успешного ремонта нет. Вы потратите впустую время, а в худшем случае еще и усугубите поломку. Своими силами можно справиться лишь с небольшими поломками.

Совет! Специалисты настоятельно рекомендуют при поломке фирменных инструментов сдавать их на ремонт лишь в официальные сервисные центры.

Электродвигатель

В мощном ударном инструменте для строительных работ применяются электроприводы коллекторного типа. Двигатель перфоратора может быть расположен:

горизонтально – такая схема используется преимущественно в легком и компактном инструменте с небольшой энергией удара;

вертикально – такая компоновка характерна для средних и тяжелых перфораторов профессионального класса.

Электродвигатель

Из-за особенностей конструкции перфораторы с двигателями, расположенными вертикально, лучше переносят ударные воздействия, эффективнее охлаждаются и более приспособлены к интенсивной эксплуатации. Поэтому мощные модели, предназначенные для демонтажных работ, выпускаются преимущественно в таком исполнении.

Скорость вращения двигателя можно регулировать, выбирая оптимальное значение для работы с тем или иным стройматериалом. Хороший инструмент оснащается специальными электронными устройствами, которые поддерживают постоянную скорость вращения патрона при любой нагрузке.

Конструкция корпуса перфоратора позволяет электродвигателю хорошо охлаждаться и обеспечивает защиту от пыли и мелкодисперсных частичек, которые могут вывести мотор из строя. Но двигатель все равно нуждается в периодическом обслуживании. Его слабое место – это угольные щетки, которые передают ток на обмотки ротора. В процессе эксплуатации из-за естественного износа они постепенно истираются. Износ щеток можно заметить по характерному гулу и нагреву задней части двигателя. У многих моделей электроинструмента конструкция корпуса позволяет легко менять изношенные щетки без разборки перфоратора.

Как устроены патроны для перфораторного оборудования

Чтобы эффективно использовать различные насадки для перфоратора, необходимо обеспечить их надежную фиксацию. Для этого и применяется специальный патрон. Первые его модели стали разрабатываться еще в 30-х годах прошлого века, когда на рынке появились перфораторы, серийное производство которых освоила всемирно известная компания Bosch.

Такое ручное устройство, как перфоратор, практически сразу было по достоинству оценено потребителями, поскольку с его помощью можно совмещать сверление с импульсным долблением, что значительно повышает эффективность выполняемой обработки. Основной недостаток первых моделей перфораторов был связан именно с тем, что наиболее слабым звеном в их конструкции был патрон, быстро приходящий в негодность под воздействием ударных нагрузок.

В результате длительных разработок производители перфораторов и патронов пришли к следующему выводу: чем более простой является конструкция зажимного устройства, тем более надежным в эксплуатации оно является.

Внешне перфораторный патрон представляет собой полностью закрытое зажимное устройство

В итоге было создано три основных типа патронов для перфораторов, которые в свою очередь подразделяются на подтипы.

Зубчато-венцовые (ключевые)

Существуют патроны, рабочая насадка в которых фиксируется при помощи специального ключа, приводящего в действие кулачки, надежно зажимающие хвостовик используемого инструмента. Наиболее значимым достоинством патронов данного типа является то, что они обеспечивают надежное крепление инструмента, используемого в комплекте с перфоратором. Между тем, чтобы выполнить замену рабочего инструмента в таком патроне для перфоратора, потребуется потратить значительно больше времени, чем при использовании зажимных устройств других типов.

Основные типы патронов для перфоратора

Быстрозажимные (БЗП)

Рабочая насадка перфоратора может фиксироваться на нем и посредством быстрозажимного патрона (БЗП), который приводится в действие только за счет усилия, создаваемого руками оператора. В зависимости от конструктивного исполнения, патроны данного типа могут быть одно- или двухмуфтовыми, принципы действия которых также различаются.

Более простыми в использовании являются одномуфтовые патроны, но использовать их можно только в комплекте с дрелями, на которых предусмотрена возможность автоматической блокировки рабочего вала. Для приведения в действие такого патрона достаточно усилий одной руки. Для того чтобы воспользоваться двухмуфтовым зажимным устройством, необходимо одной рукой удерживать его заднюю муфту, а второй – вращать переднюю.

Типовая конструкция дрели

1. корпус и сетевой шнур;

Читайте также:  Заточка цепи бензопилы своими руками: тонкости, эффективные способы

2. клавиша с блоком включения – может быть оборудована

переключателем реверса (регулятором скорости);

3. регулятор скорости вращения вала (или переключатель реверса);

4. корпус редуктора – выполняет несущие функции для вращающихся

элементов;

Типовая конструкция дрели

5. шестерни и механизм редуктора;

6. подшипники вала патрона и якоря двигателя;

7. электродвигатель;

8. щеточный узел электродвигателя;

9. патрон с механизмом удержания сверла или фрезы.

Дрель никогда не ломается вся целиком: выходит из строя один из элементов. Разобравшись в конструкции и взаимосвязи узлов электроинструмента, легче будет локализовать неисправность.

Что такое SDS

SDS (СДС) – это аббревиатура, составленная из первых букв слов Steck, Dreh, Sitzt, которые в переводе с немецкого означают «вставь, поверни, закреплено». Именно по такому простому, но в то же время гениальному принципу работает SDS-патрон, разработанный инженерами компании Bosch в 80-х годах прошлого века. На сегодняшний день этими простыми в использовании устройствами, обеспечивающими высокую надежность фиксации рабочего инструмента, оснащается 90% всех производимых перфораторов.

Что такое SDS

СДС-патроны часто называют быстрозажимными, но при этом не следует путать их с устройствами, в которых зажим обеспечивается за счет вращения муфт. В отличие от традиционных быстрозажимных патронов, СДС-фиксатор не надо вращать, чтобы закрепить инструмент: его достаточно просто придерживать рукой.

Что такое SDS

Чтобы понять устройство патрона перфоратора данного типа, а также принцип его действия, достаточно взглянуть на хвостовик инструмента, который предназначен для фиксации в таком устройстве, или переходник SDS. На таком хвостовике имеется 4 паза, два из которых являются открытыми с торца хвостовика, а два остальных – закрытыми. Открытые пазы выполняют функцию направляющих, они обеспечивают правильное положение инструмента при его вхождении в патрон. Закрытые пазы в свою очередь обеспечивают фиксацию хвостовика в патроне перфоратора.

Что такое SDS

Схема ударного механизма перфоратора

Что такое SDS

Во внутренней части СДС-патрона есть специальные шарики, которые выполняют одновременно две функции. В тот момент, когда инструмент только вставляется в перфоратор, шарики, по которым перемещаются направляющие пазы, обеспечивают его правильное положение. После того как инструмент вставлен до упора, такие шарики фиксируют его, для чего его необходимо немного провернуть до того момента, пока шарики не войдут в закрытые пазы хвостовика. Чтобы использовать СДС-патрон было еще легче, хвостовик инструмента рекомендуется не только тщательно очищать после каждого использования, но и смазывать.

Что такое SDS

Следует иметь в виду, что из-за особенностей конструкции СДС-патронов инструмент, который в них зафиксирован, подвержен небольшому радиальному биению на холостом ходу, что нисколько не влияет на точность выполняемой обработки. Между тем наличие небольшого люфта между хвостовиком и внутренней поверхностью патрона защищает последний от ударного воздействия, которому подвергаются буры и сверла в процессе работы перфоратора.

Что такое SDS

Для защиты от загрязнений все перфораторные патроны снабжены резиновыми пыльниками

Что такое SDS

Разновидности средств и требования к смазкам для перфораторов

Важно запомнить, что смазка для бура и редуктора — это не одно и то же! Например, у производителя «Макита» эти вещества имеют совершенно разный состав. Поэтому при выборе смазки, всегда нужно обращать внимание на ее предназначение, иначе можно испортить инструмент.

Смазка для буров перфоратора

Обычно перфоратор при продаже комплектуется тюбиком смазки для буров. Это фирменное густое средство, разработанное специально для использования с этой моделью инструмента. В будущем, когда оно закончится, не обязательно покупать смазку одного бренда — можно приобрести товары и других производителей с пометкой «для буров».

Однако смазка должна быть пригодной для использования на перфораторах с определенными характеристиками (мощность, количество оборотов и ударов), тогда логично, что и свойства у такой смазки будут схожими. Некоторые производители смазки указывают

Если Вы применяете перфоратор помногу часов в день, то купите специальную смазку, рассчитанную на работу при высокой температуре. Для импортного инструмента лучше приобрести импортные смазочные материалы.

Смазка для редукторов перфоратора

Перфораторы продаются уже готовым к применению, поэтому изначально в его редукторе есть достаточно смазки на первое время работы. Но впоследствии потребуется его разборка и повторная смазка.

Внимание. Есть универсальные консистентные средства (нигрол, литол, салидол и т. д.), применяемые для смазывания узлов бытовой техники, трущихся деталей автомобиля, электроприборов. Но для перфораторов (бытовых и профессиональных) их лучше не использовать.

Здесь требуется специализированное вещество, рассчитанное именно на тяжелую работу в условиях повышенного нагрева (ведь скорость вращения ротора стиральной машинки намного ниже, чем у перфоратора). Близким по составу является средство для заправки в ШРУС автомобиля, но и здесь не все так гладко. В редукторе есть специфичные процессы (резкое выдавливание смазки при ударе с частотой 4000 в минуту), что требует уникальных свойств от смазочного материала. Поэтому общие густые смазки здесь не применимы. Но и приобретать только смазку того же бренда, что и инструмент, не обязательно.

Вот какими свойствами должен обладать смазочный состав для редуктора перфоратора:

  • Защита от коррозии. Корпус редуктора изготавливается из алюминия и его сплавов, а также легированной стали. Пластичное вещество должно содействовать защите от ржавчины или образования налета на обоих типах металлов.
  • Высокая адгезия. Средство должно прилипать настолько сильно к деталям, что несмотря на нагрузку в виде ударов и высокой скорости, будет сохранять тонкую пленку по всей поверхности.
  • Задержка и отведение мусора. В корпус с шестернями может попадать строительная пыль. Качественная смазка собирает на себе абразивные частицы, связывает их и выводит на внутренние стенки. Это не допускает оседания внутри шестерней.
  • Водостойкость. После остывания, в редукторе образуется пониженное давление, что содействует затягиванию внутрь воздуха. Если его влажность повышенная, то он может конденсировать на поверхности механизма. Смазка должна защищать детали от воды и при этом не образовывать эмульсию во время взбивания.
  • Высокая температура образования капли. Шестеренки сильно нагреваются от трения и при вращении на высокой скорости сбрасывают с себя смазку. Чем гуще состав и дольше его разжижение до каплепадения, тем надежнее защищен редуктор.
  • Восстановление свойств. После цикличного нагрева и остывания, свойства смазки должны восстанавливаться, иначе она перестанет выполнять свои функции, несмотря на достаточное количество.
Читайте также:  Какой мультиметр для автомобиля лучше выбрать и как им пользоваться

Виды смазок для редукторов

Жидкая смазка

Похожая на обычное моторное масло для автомобиля. Она применяется в перфораторах с герметично закрытым корпусом редуктора. Вращающиеся валы в таких устройствах уплотнены сальниками, с помощью которых масло удерживается внутри.

Смазка производится через специальные отверстия, которые затем плотно закрываются. Система очень эффективная, поскольку шестерни и другие элементы, подверженные трению, равномерно покрываются антифрикционным составом.

К тому же, рабочая жидкость выполняет роль теплоотвода, и способствует охлаждению редуктора, соприкасаясь со стенками корпуса. Однако есть и недостаток: при нагреве в герметичном корпусе редуктора повышается давление.

Поскольку сапун (как в картере двигателя автомобиля) не предусмотрен, возможна потеря смазки, выдавливаемой через сальники.

Виды смазок для редукторов

Консистентная смазка

Распространена гораздо шире, по причине удобства применения. Имеет густую консистенцию, обладает хорошей адгезией. Наносится на детали редуктора в разобранном состоянии последнего. 

При этом достаточно просто контролировать количество смазочного материала. В холодном состоянии смазка достаточно густая, чтобы прочно удерживаться на механизмах. После сборки, полная герметичность редуктора не требуется, достаточно качественных прокладок и уплотнительных втулок на валах.

Во время работы перфоратора, когда редуктор нагревается, вязкость смазки снижается и она равномерно растекается по поверхности деталей. После остывания смазка снова загустевает и фиксируется на шестернях.

Перфоратор для авто: полезные хитрости, о которых знает не каждый водитель

Вы взялись ремонтировать автомобиль: подготовили нужные материалы, инструмент, изучили все необходимые форумы и прочитали инструкцию по эксплуатации. Но просидев пару часов в яме под авто поняли, что правильные инструменты не выполняют свою функцию. Что же делать? Сегодня мы расскажем, как использовать строительный перфоратор в помощь механику.

Снять детали, открутить или срезать ржавые болты и гайки Для использования перфоратора как универсального инструмента надо отрезать от сломанного бура сверло и приварить колесный болт к основной части бура. Прикипевший болт откручивается, если вертикально на него поставить перфоратор и ненадолго включить.

Откручивая приржавевшую гайку, накинем на нее ключ и упремся полученным универсальным инструментом. Усилие ключом и вибрация сделают свое дело.

Разрезать гайку можно, уперев перфоратор в приставленное к гайке зубило либо вставив в него ударную отвертку. Таким образом, мы ее не откручиваем, а просто разбиваем на 2 половинки.[note]

Выбить или запрессовать подшипник

Изготовленный инструмент будет полезен для выпрессовки и запрессовки подшипников. Выпрессовывается легко и просто установкой по центру и включением перфоратора. Для запрессовки делаем новый инструмент:

  • отрезаем головку воротка;
  • привариваем к обрезку бура без сверла;
  • подбираем головку под диаметр подшипника и запрессовываем, надавливая включенным инструментом сверху.

Заменить масло

При замене масла случаются проблемы с откручиванием болта сливного отверстия. Но у нас же имеется перфоратор! Пробив дырку недалеко от сливного отверстия, сливаем масло, заделывая отверстие герметиком.

Открыть дверь авто

Проблема появляется, когда мы не можем открыть дверь автомобиля. Это происходит, если замок приржавел или замерз зимой. Направив наш универсальный перфоратор в область замка через толстую книгу, помогаем замку открыться с помощью вибрации.

Располовинить генератор

Перфоратор для авто: полезные хитрости, о которых знает не каждый водитель

Разделить части генератора позволит изготовленная ударная отвертка. Сначала обстукиваем закисшее место соединения получившимся ударным инструментом. Затем обрабатываем смазкой WD или аналогичным препаратом. Придерживая одну часть, в край другой упираем инструмент и включаем ненадолго в нескольких местах соединения. Крышка снимается легко и непринужденно.

Снять тормозной барабан

Занимаясь ремонтом тормозной системы, можно столкнуться с закисшими тормозными барабанами. Кое-где нет резьбы для самостоятельного снятия или барабан является частью ступицы. Для правильной работы нужен специальный съемник, стоимость которого приближается к 100 долларам. Решением будет наш вибрационный аппарат.

Для снятия необходимо равномерно обстукивать внешний поясок тормозного барабана через деревянную вставку. Предварительно конструкцию нужно обработать проникающей смазкой типа WD-40 и подождать пять минут.

Выбить катализатор

Катализатор — полезная вещь для экологии. Соты из металлов катализатора вступают в реакцию со сгоревшими газами и обеззараживают. Реальность такова, что российское топливо убивает его очень быстро. Сильно забитый катализатор заметно уменьшает мощность автомобиля.

Выходов из ситуации немного:

  • замена катализатора;
  • установка пламегасителя вместо катализатора;
  • удаление катализатора.

Последний пункт является бюджетным.

Делается двумя способами:

  • открутив выхлопную трубу, нужно выбить все внутренности с помощью нашей чудо-машины;
  • методом снимания выпускного коллектора вместе с катализатором.

Первый способ необычайно прост, второй — гуманнее. Откручиваем катализатор от коллектора и выбиваем, обстукивая по краям и добиваясь девственной пустоты узла.

В статье рассмотрено лишь несколько нестандартных способов использования строительного инструмента при обслуживании автомобиля. Наверняка вы сможете найти применение перфоратору и в других ситуациях.

Устранение неполадок

Каким бы надежным и качественным ни был инструмент Makita, со временем возможны поломки и выход из строя. Любое повреждение можно устранить, если своевременно выполнять профилактический ремонт. Выйти из строя может как механическая, так и электрическая части.

Не крутит патрон

Если при работе оборудование трещит, не крутит патрон, то, возможно, возникло повреждение в двигателе. Для того чтобы понять причину, нужно будет разобрать механику. Если проблема не в двигателе, то, вероятнее всего, в моторе.

Читайте также:  Размеры плуга для мотоблока своими руками

Варианты: слом кнопки запуска, замыкание катушек.

Не держит бур в патроне

Разберите патрон, выяснив в чем кроется проблема. Скорее всего – это старение, порча патрона. Может быть, просела пружина фиксации, потеряли форму шарики и так далее.

Замена якоря

Снять якорь несложно, если следовать определенной последовательности:

  • отсоединить заднюю крышку, отцепить щетки;
  • открутить корпус редуктора, почистить все детальки от пыли;
  • далее следует удалить якорь, несильно потянув его на себя, а на его место поставить новую деталь;
  • перед размещением нового якоря не забыть надеть резиновые амортизаторы, поменять воздухозаборную пластину;
  • в обратном порядке поместить все снятые ранее детали.

Инструмент не долбит

Скорее всего, сломался плавающий подшипник, потребуется его замена. Неполадка может быть связана и с нарушением удара. Появляется при долгой эксплуатации, из-за чего происходит раскол бойка. В этом случае его необходимо поменять.

Еще один вид поломки – старение поршневой группы. Нужно выполнить замену поршня и гильзы.

Замена кнопки пуска

Процесс включает следующие шаги:

  • убрать крышку, накрывающую оборудование;
  • отключить контакты проводников;
  • вытянуть корпус кнопки из места, где она находится, и поставить новую кнопку;
  • присоединить контакты, собрав все в обратном порядке.

Перегрев при использовании

Если соблюдать все правила использования перфоратора, а именно: делать перерывы во время пользования, дать проработать аппарату вхолостую, то перегрева не будет. Но если это уже случилось, то нужно проверить электромотор.

Разобрать устройство после полного остывания, проверить целостность мотора, и если он поврежден – заменить его.

Механические неисправности перфораторов makita и makita 2470

К частым механическим неисправностям перфораторов макита относятся:

  • разрушение быстроразъемного патрона;
  • выход из строя подшипников;
  • поломка ударного механизма;
  • износ ствола перфоратора;
  • износ резинок бойка и ударника;
  • поломка шестеренок.

Ремонт патрона перфоратора производится для замены пыльника и резинового кольца, а также конической пружины и стального шарика, обеспечивающего зажим рабочего инструмента (бура). На это указывает то, что рабочий инструмент? а именно бур, плохо удерживается в патроне.

Механические неисправности перфораторов makita и makita 2470

Основная причина – износ стального шарика 7.0 , арт. 216022-2. Износ шарика происходит от загрязнения канала ствола патрона вследствие попадания внутрь пыли и грязи.

Ремонт патрона перфоратора makita 2450 своими руками произвести несложно. Патрон надо разобрать, освободить от старой смазки, выбросить резиновые детали, заменить дефектные.

Более сложные неисправности требуют знания устройства механической части перфоратора Макита 2450.

Определив характер неисправности перфоратора Макита, приступайте к разборке механической части, называемой редуктором.

Механические неисправности перфораторов makita и makita 2470

Разберите механическую часть согласно прилагаемому видео. Освободите ее от старой смазки. Внимательно осмотрите все детали, их целостность, уровень износа. Все резинотехнические изделия при любой разборке требуют замены.

Рассмотрим ремонт ствола перфоратора. Разберем механизм полностью. Видео разборки, смазки и сборки перфоратора Макита

Видео: Переборка перфоратора Makita 2450

Ремонт частей ствола перфоратора Макита 2450

Механические неисправности перфораторов makita и makita 2470

Помните! В нижней части корпуса ротор держится электрическими щетками, которые надо обязательно вынуть.

На следующем этапе из вынутого механизма надо отсоединить ротор. Ротор отсоединяется от механизма просто, вытаскиванием, поскольку держится за счет трения двух косозубых шестеренок.

Получился вот такой грязный узел.

Теперь надо отделить вал ударного механизма.

Механические неисправности перфораторов makita и makita 2470

Чаще всего изнашиваются резиновые кольца, боек поз. 24, компрессорная пружина и детали цилиндра.

Вот как изнашиваются и разрушаются детали ствола при неправильной эксплуатации инструмента.

Рассмотрим самую сложную неисправность – выход из строя ударного механизма. Характерными признаками выхода из строя ударного механизма является отсутствие удара и неприятный шум работающего перфоратора в режиме «Удар».

Механические неисправности перфораторов makita и makita 2470

Видео: Минутка вандализма) (21) Перфоратор Макита HR 2450 Сильная отдача на режиме удара

Такая неисправность характерна для тех перфораторов, которые в процессе эксплуатации сильно придавливались к обрабатываемой поверхности. Разобрав редуктор, удаляем обломки и куски посторонних предметов. Находим неисправную деталь и все очищаем от старой смазки.

Очень часто разрушается боек , арт. 324396-8, входящий в состав ствола.

металлическое кольцо арт. 324216-6.

Отбракуйте поврежденные детали, замените на новые, покройте тонким слоем смазки. Детали готовы к сборке. Но об этом в следующей статье.

Механические неисправности перфораторов makita и makita 2470

Аннотация по разборке перфоратора Макита 2450

Перфоратор, это ударный сверлильный инструмент, выполняющий сразу функцию ударного и сверлильного оборудования во время работы с особо крепкими материалами.

В устройстве использованы две идеи сразу: инструмент крутится и движется продольно, передавая импульс удара на твердую поверхность.

Работают перфораторы всегда в экстремальной среде с высочайшей степенью запыленности.

На длительность неотказной эксплуатации оказывают влияние не только лишь условия работы, да и качество входящих в инструмент узлов.

Механические неисправности перфораторов makita и makita 2470

Перфораторы Макита 2450, 2470 являются надежными инструментами качественной работы. Даже самый надежный инструмент просит подабающего ухода и своевременного проведения технического обслуживания.

Для выполнения технического обслуживания перфораторов Makita 2450, 2470 нужно непременно изучить внутренним содержанием инструментов, входящими в составе узлами. Выяснить слабенькие места перфоратора макита для вас поможет реальная аннотация.

Для выполнения ремонта перфоратора Makita 2450, 2470 своими силами допускается человек, обладающий слесарными способностями, имеющий багаж познаний по электротехнике.

Помните! При выполнении ремонта перфоратора нужно соблюдать правила техники безопасности во время работы с электроприборами.

Перфораторы Макита 2450 и 2470 собраны фактически по схожей схеме и, фактически, из схожих, взаимозаменяемых деталей. Ремонт их ничем не отличается.

Механические неисправности перфораторов makita и makita 2470

Вид перфоратора Makita 2450

Для удобства ремонта ниже приведена схема сборки и каталог частей перфораторов Макита.

Схема сборки перфоратора Makita 2450