Плешаков. 3 класс. РТ №2, с. 32 – 34

В данном разделе представлены описания и биологические особенности сельскохозяйственных зернобобовых культур, описаны сроки посева и нормы высева семян, подготовка зяби, весенняя предпосевная обработка почвы, подготовка семян перед посевом и лучшие предшественники для посева зерновых и других культур.

Необходимость смены культур

Почва, на которой ежегодно выращивается один и тот же вид растений, утомляется, и урожайность снижается. Севооборот призван предотвратить утомление почвы. Если выращивать культуры несколько лет подряд на одном и том же месте, возникают следующие негативные последствия:

  • Каждый овощ использует для питания определенные вещества, поэтому через несколько лет почва обеднеет, а растения начнут страдать от нехватки необходимых элементов.
  • Вредители, зимующие в почве и поражающие определенную культуру, выйдя весной на поверхность, сразу же обнаружат подходящие именно для них растения и быстро уничтожат посадки. Это же относится и к болезням.
  • Корневая система каждого растения выделяет в почву определенные вещества. Через несколько лет эти соединения накопятся в почве и начнут препятствовать развитию данного вида.

Правильный севооборот позволяет:

  • за один год восстановить микрофлору и естественное плодородие почвы;
  • снять проблему несовместимости культур;
  • повысить водопроницаемость и гигроскопичность почвы;
  • рационально распределить органические удобрения;
  • рационально использовать площадь на протяжении одного сезона, получая с грядки несколько урожаев разных культур;
  • очистить почву от многолетних и однолетних сорняков.

Особенности биологии

Требования к теплу

Зерновые бобовые делят на три группы: наиболее холодостойкие, холодостойкие и теплолюбивые. В разные периоды роста они предъявляют неодинаковые требования к температуре (табл. 42).

42. Требования зерновых бобовых культур к температуре в разные периоды роста

Наиболее холодостойкие культуры (нут) переносят в фазе всходов заморозки до —8 °С, люпин и кормовые бобы — до —8, а соя — до —3 °С. Наиболее чувствительна к заморозкам фасоль, всходы ее погибают при температуре —1 °С.

Особенности биологии

Для зерновых бобовых растений особенно важны повышенные температуры в фазы налива и созревания семян, поэтому посев нельзя проводить в более поздние сроки, что ограничивает продвижение некоторых из них в более северные районы.

Требования к влаге

Зерновые бобовые культуры предъявляют повышенные требования к влагообеспеченности в течение вегетации. Это связано с тем, что даже при непродолжительном дефиците влаги клубеньки отмирают из-за недостатка углеводов. Ассимиляты листьев направляются на рост мелких корней, которые должны обеспечить растение водой.

Оптимальная влажность почвы для всех культур, обеспечивающая самую активную азотфиксацию и наибольший урожай лучшего качества, — это влажность в диапазоне от 100 % ППВ до влажности разрыва капилляров (около 60 % ППВ).

Требования к свету

По требованию к свету зерновые бобовые могут быть разделены на три группы: 1 — растения длинного дня (горох, чечевица, чина, люпин и бобы), у них период вегетации укорачивается с удлинением светового дня; 2 — растения короткого дня (соя и некоторые виды фасоли), у них период вегетации сокращается с уменьшением светового дня;

Требования к почве

Особенности биологии

Наиболее благоприятны для зерновых бобовых среднесвязные, слабокислые или нейтральные суглинистые и супесчаные почвы, содержащие достаточно фосфора, калия и кальция. Они плохо удаются на кислых и песчаных почвах. Исключение составляет люпин желтый, который дает хорошие урожаи на песчаных почвах даже при рНсол 4,0…4,5. На песчаных слабокислых почвах неплохо удается горох полевой (пелюшка).

Читайте также:  А вы знакомы с растением вигна? Оно гораздо полезнее спаржевой фасоли

Бобовые культуры предъявляют неодинаковые требования к реакции почвенного раствора. По активности симбиоза в зависимости от рН почвы они разделены на 6 групп (см. табл. 6).

6. Классификация бобовых культур по эффективности симбиоза в зависимости от кислотности 0 — симбиоза нет; 1 — очень слабый симбиоз, единичные мелкие клубеньки на отдельных растениях; 2 — симбиоз слабый, более половины растений с мелкими бледно-розовыми клубеньками; 3 — все растения с клубеньками, преимущественно мелкими, розовыми; 4 — более половины клубеньков крупные, розовые; 5 — много крупных красных клубеньков.

Поскольку зерновые бобовые культуры содержат больше питательных веществ в единице урожая, то и потребность их в элементах минерального питания выше, чем у мятликовых культур. Потребность в элементах питания достаточно полно характеризуется показателями выноса и максимального потребления (см. табл. 11).

11. Максимальное потребление и вынос элементов питания на 1 т основной продукции и соответствующее количество прочей органической массы, кг

Показатели выноса определяют в период уборки урожая. Максимальное накопление всех элементов минерального питания и накопление органического вещества у зерновых бобовых культур наблюдаются в фазе полного налива семян, когда нижние бобы начинают желтеть, верхние выполнены, но листья еще не опадают. Затем начинаются сбрасывание листьев, опад недоразвитых генеративных органов и отмирание мелких корней.

Этот процесс продолжается до полного созревания семян, в результате чего часть элементов питания растения теряют. Разность между максимальным накоплением и отчуждением с урожаем равна количеству питательных веществ, которое оставляет после себя культура в поле с корневыми, пожнивными остатками и растительным опадом.

Особенности биологии

В среднем с 1 т семян и соответствующим количеством органической массы растения зерновых бобовых культур выносят азота, фосфора и калия 110 кг, что почти в 2 раза больше, чем с 1 т зерна мятликовых. Максимальное потребление азота на формирование 1 т семян бобовых составляет в среднем 69 кг, а на формирование 1 т зерна мятликовых — 34 кг, т. е. вдвое меньше. Поэтому при низкой активности симбиоза или при его отсутствии зерновые бобовые культуры дают урожай в 1,5…2,0 раза меньше, чем зерновые мятликовые.

В засушливое лето на формирование 1 т семян зерновые бобовые культуры используют фосфора меньше, чем во влажные, а калия — больше. При недостатке влаги вынос азота урожаем и содержание белка в семенах всегда меньше, чем в годы с нормальной влагообеспеченностью (из-за низкой активности симбиоза).

Динамикой потребления элементов питания определяются сроки уборки зерновых бобовых на зеленую массу. Если горох убирают в фазе цветения, то с урожаем его собирают лишь треть сырого белка от возможного. Рациональнее эту культуру убирать, когда средние бобы полностью выполнены и заканчивается налив семян в верхних бобах.

Ответы к стр. — 34

1. С помощью учебника сформулируй и запиши определение.

Растениеводство – наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение. 

2. Подумай и запиши, какие из твоих потребностей удовлетворяются благодаря растениеводству.

Потребности в еде, питье, витаминах, одежде.

3. Практическая работа «Учимся сравнивать и описывать культурные растения».

План: 1. Название растения. 2. К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение)? 3. Где его выращивают (в саду, поле, огороде)? 4. Какие части ты видишь у растения? 5. Как они выглядят? 6. Как человек использует это растение? 

Оценка выполненной работы:

Цель достигнута.

4. С помощью учебника впиши в таблицу на с. 33 примеры растений каждой группы.

Разнообразие культурных растений 

Зерновые культуры Кормовые культуры Прядильные культуры
пшеница, рожь тимофеевка, клевер, люцерна, кормовая свёкла хлопчатник, лён

Вспомни, какие ещё группы культурных растений ты знаешь. Напиши, используя рисунки как подсказки. 

Нефть. 1 — овощные (капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук); 2 — плодовые (яблоня, груша, вишня, слива, малина, смородина); 3 — декоративные (роза, астра, пион, георгин).

5. Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты культурные растения. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки/

6. Здесь запиши продукты растениеводства, которые ты употребляешь в пищу в течение одного дня. Укажи дату исследования.

Картофель, огурцы, помидоры, укроп, морковь, лук, пшеница, рис.

7. Выясни, какие книги о культурных растениях есть в библиотеке. С помощью одной из них подбери интересные факты по теме урока и подготовь сообщение. Сделай записи в тетради.

Книги о культурных растениях:

Лаврова С. А. «Занимательная ботаника для малышей», Верзилин Н. М. «Путешествие с домашними растениями», Головкин Б. Н. «О чём говорят названия растений».

Кормовая свекла Кормовая свекла была выведена только в XVI веке в Германии и уже в XVIII веке этот овощ быстро распространился по странам Европы. Возделывается во многих европейских странах, в Америке (США, Канада, Бразилия и др.), в Австралии, Новой Зеландии, Алжире, Тунисе и других. Уход за посевами заключается в прорежевании, прополке.

Корнеплоды кормовой свёклы содержат большое количество клетчатки и волокон. Кормовая свёкла в первый год жизни формирует крупный (до 10–14 кг) корнеплод разнообразной формы (мешковидная, овально-коническая, цилиндрическая, шаровидная) и окраски (жёлтая, белая, красная и др.) и розетку зелёных листьев, используемых в качестве сочного корма (листья также силосуют), легко убирается благодаря тому, что корнеплоды на две трети находятся на поверхности.

Убирают кормовую свёклу картофелекопателями, картофелеуборочными комбайнами, свеклоподъёмниками. Хранят в буртах или хранилищах. Урожай корнеплодов доходит до 900–1100 центнеров с гектара. Используется на корм домашнего скота, крупного рогатого скота, для повышения надоев молока.

Пшеница Пшеница – главная наша кормилица. Пшеница – самое первое хлебное растение, которое стал выращивать человек. Её сеют во всех странах мира. Самые распространенные виды пшеницы – твердые и мягкие. Пшеницу сеют весной и осенью. Если посеяли осенью, она называется озимая, то есть посеянная перед зимой. Зеленые росточки будут зимовать под снегом, а весной, как только стает снег, сразу пойдут в рост. Если пшеницу посеют весной, то её называют яровой, то есть весенней, посаженной под яркое солнышко. Из пшеницы делают манную крупу, муку, а из нее – макароны. Вырастить хорошую и урожайную пшеницу очень трудно. Для этого нужно много знать и старательно трудиться.

← Предыдущая Следующая →

Ответы по окружающему миру. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 2. Плешаков А. А.

Читайте также:  Блюда из нута диетические. Знакомьтесь: просто нут или непростой горох

Окружающий мир. 3 класс

Плешаков. 3 класс. РТ №2, с. 32 – 344.3 (85%) от 92 голосующих

Комплексная механизация возделывания

Посев сорго по технологии No-Till проводят сеялкой «Boss Ag» с одновременным внесением аммиака.

Посев сорго проводят зерновой или пропашной сеялкой, типа «Джон Дир», с рабочей шириной 3 м и ожидаемой скоростью сева 8-9 км/ч, при возделывании по традиционной технологии.

После всходов проводят боронование только легкими боронами ЗБП-06 или специальными сетчатыми БС-2, либо проволочными БП-5,4, БПН-4,2, или ЗБПН-4.

Для ликвидации корки после обильных дождей применяют ротационные мотыги ЗМБ-2,1, МБ-2,8 или МВН-2,8.

Сорго собирают при помощи зерновой жатки с жестким режущим аппаратом или жаткой для пропашных культур.

Полезные свойства какао

Какао-бобы являются настоящем кладезем полезных веществ и микроэлементов. Употребление этого напитка имеет благотворное влияние на работах физического и умственного труда. Человек становится более сосредоточенным, его память улучшается, запускаются активные мыслительные процессы. Вопреки расхожему мнению естественным образом помогает нормализовать нервную систему. В значительной степени влияет на наличие хорошего настроения.

Из полезных элементов, входящих в состав какао, выделим:

  • Флавоноиды. Эти вещества сокращают риск развития сахарного диабета, нормализуют работу сердчно-сосудистой системы. Но заметим, что при изготовлении шоколада основную часть этого элемента удаляют. Это связанно с тем, что флавоноид дает горечь продукту.
  • Эпикатехин. Улучшает мозговое кровообращение, благоприятно воздействует на память. Также заметно значительное снижения артериального давления.

Заметим, что какао-напиток благодаря большому содержанию этого вещества во многом полезнее, чем зеленый чай и ягоды, которые имеют в своем составе эпикатехин.

  • Хром. Удерживает нормальное состояние уровня глюкозы в крови.
  • Магний. Позволяет бороться со стрессом, избавляет от депрессивного состояния. Укрепляет костную систему, а также расслабляет мышцы при сильном их напряжении.
  • Железо. Помогает бороться с анемией.
  • Анандамид. Имеет положительное влияние на работу головного мозга. Улучшает кровообращение, память и мыслительные процессы. Вызывает ощущение эйфории. Повышает уровень эндорфина.
Читайте также:  Яровая пшеница: описание, особенности возделывания, сорта и уборка

Именно шоколадное дерево является единственным растением, плоды которого содержат в своем составе анандамин. Аналогов просто нет в природе. Какао содержит и другие полезные макро- и микроэлементы. Это:

  • калий,
  • кальций,
  • натрий,
  • фосфор.
Полезные свойства какао

В его составе имеются витамины А, В, Е, РР, а также такие вещества, как:

  • клетчатка,
  • крахмал,
  • органические кислоты,
  • насыщенные жирные кислоты.

Какао-бобы – идеальный источник антиоксидантов. Именно они препятствуют увеличению количества свободных радикалов в организме. Кроме этого, они ведут борьбу с пагубным воздействием на организм окружающей среды.

Клинические исследования доказали, что антиоксидантная сила этого растения в значительной степени превосходит аналогичные показатели ягод, зеленого чая и яблок.

Регулярное употребление какао-напитка или шоколада благотворно сказывается на состоянии кожи и волос. Помогает в похудении. Используется в народной медицине в качества лекарства от многих болезней желудочно-кишечного тракта. Какао прекрасно помогает и в случае простуды. Для избавления сухости и трещин на коже можно использовать сухой какао-порошок. Этот продукт приводит в норму уровень холестерина в крови.

Технология возделывания подсолнечника

Эту культуру принято выращивать после озимых и яровых зерновых. Предпосевная подготовка земли под подсолнечник включает в себя такие операции, как вспашка, боронование и выравнивание почвы специальными волокушами. Культивация производится на глубину посадки семян (6-10 см). В качестве удобрения при вспашке используется обычно навоз. Иногда могут применяться и минеральные подкормки (в зависимости от состава почвы).

Для посева используются семена внесенных в реестр сортов и гибридов со всхожестью не ниже 95 %. Посадка производится в хорошо прогретую почву из расчета 30-50 тыс. растений на один гектар. Посев проводят пунктирным способом. На заключительном этапе участки прикатывают.

Уход за подсолнечником в нашей стране осуществляется с использованием исключительно механизированных способов. Первой производится такая операция, как боронование до всходов и по ним, с одновременной прополкой и применением гербицидов. Далее уход за подсолнечником включает в себя такие процедуры, как:

  • Борьба с пустозернистостью. Для этого по наделу расставляются ульи из расчета на гектар.
  • Борьба с вредителями и болезнями с использованием химических средств.

Уборку урожая производят после того, как тыльная сторона корзинок пожелтеет. Язычковые цветки при этом должны опасть. Убирают подсолнечник, как и большинство других с/х культур, специальными комбайнами.